Выслушивание – это большая помощь

Пользуясь приемами Мысленного и Чувственного Сопереживания, старайтесь помнить, что ваша цель — не -помочь» другому человеку и не решить его проблему, но лишь показать ему, что вы искренне хотите понять, что он чувствует. В большинстве случаев людям нужно лишь немного понимания. Решать проблемы, конечно, надо, но не тогда, когда человек расстроен. Однако навык выслушивания требует дисциплины и решимости.

На последнем семинаре я сделал досадную ошибку, пытаясь «помочь», вместо того чтобы выслушать. После публикации моей книги «Когда атакует паника» (When Panic Attacks) у меня появилась возможность поговорить со своими читателями и раздать автографы в местном книжном магазине. Когда дошло до ответов на вопросы, одна женщина в первом ряду радостно подняла руку. Я надеялся услышать вопрос о страхе, потому что эта тема была в центре нашего разговора, но она задала вопрос не по теме: «Доктор Берне, моя дочь никогда меня не слушает. Я стараюсь сказать ей, что делать, но она просто не слушает. Почему она такая упрямая? Как заставить ее слушать меня? Я же никогда не посоветую ей ничего плохого... Я все перепробовала, но ничто не помогает!» Она была вне себя от гнева. Несомненно, что она вела полномасштабную войну со своей дочерью.

Я сказал, что когда мы слишком стараемся заставить кого-нибудь делать что-либо, то получаем отпор. Часто проблему можно решить противоположным способом, пытаясь выслушать и понять то, что хочет сказать другой человек. Это означает стремление взглянуть на мир его глазами, а не попытку контролировать или заставить слушать вас.

Женщина надменно заявила: «Доктор, вы говорите совсем не по существу. Что мне делать? С ней совершенно невозможно справиться!» Не хочется признаваться, но  готов был сказать: «Совершенно очевидно, что вы пытайтесь контролировать свою дочь и совсем не умеете слушать! По сути, вы теперь даже меня не слушаете». К счастью, я успел прикусить язык и промолчал.

Эта женщина была уверена, что прекрасно умела слушать, но на самом деле это было не так. Но и я сделал ту же самую ошибку! Я пытался сказать ей, что делать, вместо того чтобы понять все огорчение и недоумение, которые она испытывала в общении с дочерью. В тот момент ей было необходимо только немного понимания. Она хотела, чтобы кто-то согласился с тем, что она права. Ей надо было высказаться, она не была готова увидеть свою роль в конфликте с дочерью, и ей совсем не был нужен радикально новый подход.

Анализируя собственное общение с людьми, а также проблемы, которые описывают мои студенты и пациенты, я всегда удивляюсь тому, как коварны могут быть такие ловушки во взаимоотношениях. Кажется, что они распространяются, словно вирус, поражая нас всех. Эта женщина была расстроена, что дочь ее не слушает, но сама она тоже ее не слушала. Я был раздражен, что она не слушала меня, но ведь и сам я ее не слушал.

Хотя эта глава посвящена практическим приемам общения, мы обсуждаем здесь тему духовного общения. Сопереживание тесно связано с концепциями сочувствия и приятия. Это включает отстранение от своих мыслей и эго, а также попытку понять мысли, чувства и переживания другого.

Доброта, человечность, предусмотрительность и (осмелюсь сказать) сама любовь вместе с искренним желанием видеть и понимать точку зрения другого человека — все то весьма важные составляющие сопереживания.

© 2008-2010гг. Все права защищены allhoroscope.ru