В каких случаях ваша помощь не уместна?

Умению слушать часто мешают два типа мышления: Страсть Помогать и Страсть Решать Проблемы. Это может показаться странным, ведь помощь и решение проблем обычно считаются добрыми делами. Всегда хочется помочь тем, кто нам небезразличен, и решить проблемы во взаимоотношениях. Но иногда помощь бывает весьма некстати.

Когда помощь неуместна

Когда я работал в Филадельфии, под моим руководством был студент по имени Джейк, который не умел сочувствовать своим пациентам. Джейк лечил молодую женщину Сани, страдавшую от депрессии и одиночества. В конце каждого сеанса Сани очень низко оценивала его способности к сопереживанию. Джейка это сильно расстраивало: он старался и был убежден, что с ней у него все идет хорошо. Мне представилась возможность понаблюдать видеозапись одного из сеансов и определить проблему.

На видеозаписи Сани была расстроена и взбешена собой. Она сказала, что чувствовала себя одиноко, потому что во взаимоотношениях с людьми всегда вела себя фальшиво, опасаясь, что искренность и честность не позволят ей завоевать их уважение. Она сказала, что, говоря о себе, часто лгала, преувеличивая свои способности, и пыталась представить себя не такой, какой была на самом деле. Сани сказала, что люди иногда уличали ее в мелкой лжи и отвергали ее. Именно этого она всегда старалась избежать.

Я заметил в этой записи модель поведения. Всегда, когда Сани начинала описывать свои переживания, Джейк пытался развеселить ее. Например, он говорил что-нибудь такое: «О, мы все порой ведем себя так» или «Не стоит так сокрушаться! Вы прекрасный человек, и вам есть что предложить людям».

Хотя Джейк пытался ей помочь, его «помощь» практически способствовала тому, что Сани замкнулась в себе и не пожелала делиться с ним своими чувствами. Он не был честен еще и потому, что чувствовал себя неловко с Сани и не видел прогресса в ее лечении. Но он скрывал свои чувства и вел себя слишком наигранно. Конечно, при этом он пытался помочь Сани избавиться именно от этой проблемы — неискренности и замкнутости с людьми.

Попытки успокоить или помочь человеку в расстроенных чувствах обычно не дают результатов, так как это может выглядеть снисходительно, высокомерно и раздражающе. Сани было нужно, чтобы ее кто-то выслушал, помог бы ей раскрыться и понял ее чувства без попытки развеселить ее. Отказ от схемы «помощи» расстроенному человеку требует больше чем простой тренировки и практики. Возможно, придется отказаться от собственной привычки помогать и решать проблемы других людей.

Представьте, что Сани — ваша подруга, которая хочет поделиться с вами своими переживаниями. Она говорит: «Знаешь, я почти всегда веду себя фальшиво в общении с другими людьми. Иногда я даже немного привираю о себе, думая, что люди от меня отвернутся, если узнают о моих настоящих чувствах. Но они все равно от меня отворачиваются!» Что бы вы ей ответили?

Запишите свои мысли на отдельном листе бумаги перед тем, как продолжить чтение этой книги. Не забудьте указать в конце каждого предложения, какие приемы вы применяли, пользуясь аббревиатурами со страницы 282.

Ответ

Эффективным может оказаться такой простой ответ:

«Сани, то, что вы сказали, очень грустно (ЧС). Вы говорите, что часто бываете фальшивы и порой привираете о себе, чтобы произвести впечатление, но люди от вас все равно отворачиваются (МС). Должно быть, от этого вы ужасно расстраиваетесь и чувствуете себя одинокой (ЧС). Понимаю, как это унизительно (ЧС). Грустно слышать об этом, поскольку я уверен, что вам есть что им предложить (ЧС, П). Расскажите мне, каково у вас на душе (В)».

Заметьте, что вы делитесь своими чувствами и побуждаете Сани раскрыться, а не пытаетесь успокоить или помочь ей. Парадоксально, но эти слова могут помочь. Сани невероятно одинока. Внимательное выслушивание без попыток помочь часто оказывается самым эффективным средством.

© 2008-2010гг. Все права защищены allhoroscope.ru