Распространенные ошибки при использовании формулировки «я чувствую»

Почти все согласны, как важно быть позитивным и длиться чувствами открыто и прямо, но здесь тоже случаются некоторые ошибки и недопонимание.

Критика вместо выражения своих переживаний. Многие люди не хотят выражать свои чувства, используя формулировку «я чувствую». Вместо этого они критикуют другого человека. Бесконечные рассказы о себе с целью произвести впечатление на собеседника. Застенчивые люди почти всегда делают такую ошибку. Это также частая ошибка во время собеседований при приеме на работу или при подаче документов на поступление в вуз.

Активная и пассивная агрессия. Вместо того чтобы поделиться своими чувствами, некоторые люди кричат, набрасываются с упреками, бранятся, унижают другого человека. Такое поведение очень соблазнительно, когда вы злитесь и сильно расстроены. Но, хотя во время таких выпадов появляется ощущение силы и правоты, толку от этого мало: собеседник понимает вас по-своему и делает заключение, что вы — неврастеник или неудачник.

У иных людей противоположная проблема. Они дают собеседнику холодный ответ и отказываются разговаривать, когда расстроены, тем самым наказывая его молчанием. Несмотря на то что они стараются скрыть свои враждебные чувства, отказ разговаривать — форма агрессии. Более подробно об активной и пассивной агрессии в главе 24.

Боязнь открыться. Это, пожалуй, самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться при обучении формулировке «я чувствую». Некоторые люди боятся поделиться своими переживаниями, думая, что не должны так чувствовать, или из страха, что их ранят.

Я называю такую позицию Боязнью Открыться. Люди с такой позицией убеждены, что стоит им открыть свои чувства, как произойдет нечто ужасное, поэтому они старательно скрывают свои переживания. Они отказываются открыться и сделать себя ранимым, боясь, что будут выглядеть глупо и люди станут их презирать. Они говорят себе, что не имеют права на открытость чувств. Проблема в недостатке доверия: они не доверяют собственным чувствам и не верят, что люди могут их любить и принимать такими, какие они есть.

Как ни странно, большинство врачей страдают именно от этой проблемы. Они почти всегда скрывают свои чувства и часто используют формальные выражения, как только появляется напряжение во время курса лечения. Например, они могут сказать: «На что еще вы жалуетесь?» или «Благодарю за откровенность». Но такие слова звучат совершенно неестественно. Иногда они вообще ничего не говорят, а просто воспроизводят то, что произносит пациент, словно эхо. Когда я учился на психиатра, меня учили отвечать именно так, и мои пациенты считали такое общение чрезвычайно неприятным. Они горько жаловались, что я никогда не сообщал им ничего полезного. Но мои учителя психоаналитики говорили, что я вел себя правильно. Я чувствовал себя как Алиса в Стране чудес, размышляя, как мои пациенты могли становиться более искренними и ОТ крытыми, если я вел себя так неестественно!

Я объяснил, что близкие отношения зависят от эмоциональной открытости. Это означает, что вы должны раскрыться, поделиться с людьми своими чувствами и поинтересоваться их переживаниями. Доктор Вайс спросил, как ему следовало говорить с Ральфом. Я ответил, что все обстоит просто. В следующий раз, когда он будет разговаривать с Ральфом, ему следует открыться немного больше. Например, он мог бы сказать сыну, что любит его, но иногда чувствует себя одиноким, так как они редко разговаривают о вещах, действительно важных для них обоих. Он также мог сказать, что хотел бы узнать Ральфа лучше, больше услышать о его переживаниях в жизни.

Доктор Вайс был шокирован, сказав, что никогда не мог сказать Ральфу, как одиноко он себя чувствовал. Он боялся, что это прозвучит странно, не по-мужски, и Ральф решит, что он ненормальный. Конечно, его опасения были небезосновательны, особенно если доктор Вайс не сумеет выразиться правильно. Но его страх открыться имел более глубокую основу. Он считал, что даже самое умное разоблачение своих чувств будет неуместным.

© 2008-2010гг. Все права защищены allhoroscope.ru