Мысли и чувства, которые приходят при сопереживании

Практически каждый опытный психолог, начиная с Фрейда, подчеркивает важность сопереживания. В главе 9 я тоже выделил сопереживание как один из ключевых составляющих хорошего общения. Но действительно ли это так важно? Или это просто еще одна сентиментальная концепция для клиентов? Что такое сопереживание? Способно ли оно изменить нашу жизнь?

Большинство из нас верят, что мы способны на сопереживание в разумных пределах. Мы убеждены, что прекрасно знаем, что думают о нас другие люди. Например, вы, наверное, знаете, что чувствуют ваши коллеги, друзья и родственники и как они воспринимают вас. Вы уверены, что они знают о ваших переживаниях. Следовательно, если мы уже знаем о чувствах других людей, зачем тогда нужно сопереживание?

Наши представления о том, что чувствуют другие люди и что они думают о нас, могут быть безосновательны. Они почти всегда таковы. Это справедливо даже в отношении врачей, которые, предположительно, знатоки человеческих отношений. Мы думаем, что знаем о переживаниях людей, но на самом деле нам это неизвестно.

Недавно я завершил исследование по точности врачебных выводов в больнице при Стэнфордском университете. В этом исследовании восемь ученых психиатров в течение нескольких часов интервьюировали недавно поступивших пациентов по тем проблемам и переживаниям, от которых они страдали. В исследовании участвовали 70 больных. В конце каждого собеседования больной заполнял несколько коротких, но очень точных анкет, оценивающих такие состояния, как депрессия, тревога и гнев, что свидетельствовало о том, что больной чувствует в «данный момент». Каждый пациент также отмечал теплоту и сопереживание врача, который проводил с ним собеседование. В то же время врачи заполняли такую же анкету, но должны были предположить, какими будут ответы их пациентов.

Исследователи знали, что точность их ответов проверяется, поэтому они старались выполнить задание правильно и сосредоточились на том, что говорили больные во время интервью. Насколько точны были эти исследователи? В статистике одним из способов определения точности называется «коэффициент корреляции». Это сложный термин, но концепция проста. Коэффициент корреляции может быть от 0 до 1. Показатель 1 означает, что восприятие специалистом того, что чувствовал пациент, было совершенно точно. Показатель 0 означает, что между переживаниями пациента и оценкой врача вообще не было соответствия. Это худший результат.

Можете догадаться, каков оказался результат? Почти у Всех участников показатели были нулевыми. Это значит, понимание исследователями того, что чувствовали больные, практически никак не соответствовало тому, что те чувствовали на самом деле. С таким же успехом можно было расспросить таксистов, которые никогда не этих пациентов, о том, что чувствовали больные. Их догадки были бы почти такими же, как у врачей! Низкие показатели были особенно странны, потому что исследователи провели по два-три часа, разговаривая с пациентами об их переживаниях. Им казалось, что они знают, но их оценка была гораздо ниже, чем они полагали.

Я не хотел критиковать своих коллег. Эти ученые были чрезвычайно опытными и сострадающими людьми, лучшими врачами, с какими я когда-либо встречался. Эта проблема есть у нас у всех. Мы думаем, что понимаем чувства других людей и знаем, что они чувствуют в отношении нас, но мы глубоко заблуждаемся. Это относится к нашим любимым, друзьям, соседям и клиентам.

© 2008-2010гг. Все права защищены allhoroscope.ru